Четверг, 02.05.2024, 02:30
Приветствую Вас, Гость

Кабинет психолога.

Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей







Памятка родителю от ребенка

- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас. 

- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. 

- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться можно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы. 

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае. 

- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас. 

- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достигать таким способом еще больших «побед». 

- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно. 

- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. 

- Не делайте меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 

- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 

- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом позже. 

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо». 

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки. 

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. 

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. 

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. 

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 

- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте. 

- Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих невпроворот. 

- Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством. 

- Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно. 

- Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки. 

- Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу тем же. 

Ведущий научный сотрудник ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава», кандидат медицинских наук Кожинова Татьяна Анатольевна.

 Режим дня  и работоспособность.

Активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.

Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

- Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

- Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

- Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Как изменяется работоспособность?

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года. 

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

- не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.

источник: http://adalin.mospsy.ru/l_04_02.shtml

Как реагировать на плохие отметки ученика.

Прислушайся к советам психолога Дарьи Шевченко.

Твой ребенок снова принес не самые лучшие оценки? Ты в панике, что делать – неизвестно. И ты поступаешь стереотипно: начинаешь отчитывать, ругать и наказывать ребенка, запрещать ему гулять, пользоваться компьютером, телевизором.

Если ты так поступаешь часто, вскоре ты не узнаешь ничего о плохих оценках своего школьника. Ребенок попросту утаит их от тебя.

Скандалы и наказания провоцируют детей не доверять родителям, обижаться на них. Детям кажется, что родители не понимают их, в подростковом периоде родителям становится сложно найти общий язык с детьми.

 

Что делать нельзя

– Не ругай ребенка за плохие оценки

Как бы тебя не расстраивали плохие оценки ребенка в школе, избегай осуждения, угроз, насмешек, обидных прозвищ, чтения нотаций, наказаний и необоснованных обвинений.

Помни: твою открытую негативную реакцию на свои оценки ребенок воспринимает не как реакцию на знания и вложенный труд, а как оценку своей личности.

– Не относись равнодушно к плохим оценкам

Не стоит говорить, что школьные отметки – это ерунда, мол, Эйнштейн тоже двоечником был . Не игнорируй "двойки", ведь они свидетельствуют о тех или иных проблемах в жизни твоего ребенка.

– Не делай за ребенка уроки

Понятно, часто просто времени не хватает на объяснение. Кажется проще сделать за ребенка все домашнее задание и забыть о проблеме. Но это не выход, ведь ребенку от такой помощи не будет никакой пользы. 

 

5 шагов на пути к хорошей оценке

1. Узнай обстановку в школе, настроение ребенка. Узнай у малыша, как у него складываются отношения с учителями, одноклассниками, с кем ему удалось познакомиться и подружиться.

2. Задавай наводящие вопросы, чтоб узнать обстоятельства получения плохой оценки: какая была тема, какой вопрос и как задал учитель, как ты ответил, сильно ли волновался в момент ответа и т.д.

3. Скажи, что ты огорчена плохой оценкой, но готова помочь малышу решить эту проблему.

4. Найди причину плохой оценки. А причин может быть масса:

– ребенок мог не разобраться в теме; 
– у ребенка нет контакта с учителем; 
– ребенок себя плохо чувствовал; 
– малыш знал материал, но растерялся, застеснялся, боится выступать перед ровесниками;

5. Помоги ребенку исправить оценку. Когда вы вместе с ребенком найдете причину его плохой отметки, приступайте к исправлению ситуации.

 

Кроха не понял тему? Разбери, объясни и выучи ее вместе с ребенком. Нет контакта с учителем? Узнай требования учителя и научи ребенка придерживаться их при выполнении заданий.

Ребенок знает материал, но робеет у доски? Научи школьника справляться с волнением, прорепетируйте его выступление перед домашними. А когда ребенок готов, настрой его на то, чтобы он подошел к учителю и попросил разрешения исправить оценку. Так ребенок покажет себя не пассивным учеником, а готовым работать, стараться, показывать знания.

 

Самый главный совет психолога Дарьи Шевченко:

Интересуйся делами своего ребенка всегда, а не только тогда, когда он принес плохую отметку. Не только проверяй дневник, но и спрашивай каждый день, как прошел день, как настроение, что нового произошло в жизни ребенка.

Не наказывай ребенка за плохие оценки! Научи кроху учиться. Тогда плохие оценки для него станут сигналом что-то доработать, приложить больше усилий.

Чтобы ребенок лучше соображал

Пища для ума 

С началом учебного года детям придется снова рано вставать, осваиваться с учебными нагрузками, привыкать к новому режиму дня, в котором правильное питание занимает одно из главных мест. Самая главная еда – завтрак. Во время него ребенок должен получить 20% всей дневной пищи, а в более старшем возрасте – 25%. 

Очень важно выдерживать часовой режим питания в течение дня: школьникам первых шести классов надо есть каждые три часа, седьмых-одиннадцатых – каждые четыре часа. Завтракать дома лучше за час до начала уроков (7.00–7.30). Ну а в школе так заведено, что младшие ученики перекусывают на второй перемене, а старшие – на третьей.

Доказано: чтобы лучше соображать днем, надо обязательно завтракать. И не какой-нибудь бессмыслицей вроде модных нынче мюсли и прочих сладких хлопьев. После них работоспособность мозгов даже у школьников снижается до уровня 70-летних стариков. Нужны белки, хлеб и салат. Наш мозг забирает до 20% энергии, которую мы получаем с помощью пищи, поэтому от того, что мы едим, зависит его работа.

Исследования, проведенные в США и Англии, показали: самые подходящие белки для повышения интеллекта содержатся в фасоли. Далее следуют яйца и мясо, тоже стимулирующие выработку так называемых нейротрансмиттеров - веществ, способствующих передаче электрических импульсов по извилинам.

Хлеб богат витамином В, усиливающим активность отделов мозга, контролирующих обработку информации. А в салатном листе полно антиоксидантов, предотвращающих преждевременную смерть нейронов.

За час-другой перед обедом разумно было бы выпить стакан йогурта. В нем есть аминокислота тирозин, необходимая для производства гормонов - допамина и норадреналина. Они помогают в борьбе со стрессами, обостряют память и внимание.

А вот печенье и пирожные портят мозги. От них они словно бы ржавеют. Но можно их "смазать". Чем? Так называемыми ненасыщенными жирными кислотами. Они содержатся в рыбе. Мозгам обязательно нужна смазка, уверяют ученые, ведь они сами на 60 процентов состоят из жира. И те, кто ест рыбу хоть раз в три дня, по сути, занимаются профилактикой слабоумия.

Музыка для головы

Никто не может объяснить, но феномен точно существует - проверено многократно. Его называют "эффект Моцарта". Произведения именно этого, а никакого другого композитора повышают математические способности людей. Эффект можно было бы списать на эмоциональное воздействие. Но оказалось, что Моцарт положительно влияет и на животных. Его проигрывали крысам, о чем недавно сообщил Франк Рушер, психолог из Университета штата Висконсин (США). Он обнаружил, что после музыки у грызунов повысилась активность минимум в трех генах, отвечающих за выработку химических веществ, которые передают нервные импульсы от одних клеток мозга к другим. Но почему такое произошло, неизвестно.

Воздействие любой классической музыки на мозг вообще загадочно. Особенно когда начинаешь играть ее сам. Но тот же Рушер, обследовав несколько тысяч детей, убедился: те, кого с пяти-шести лет учили музицировать, через два года обгоняли по уровню интеллекта сверстников, игравших только с компьютерами.

Обучение музыке может стать обязательной школьной программой, как бы будущие Рихтеры ни сопротивлялись.

Разминки для ума

Оказывается, мозгу помогает и физкультура.

- Эффект непосредственный, - говорит Фред Гейдж из Института Салька в Калифорнии, - от физических упражнений растут новые нервные клетки даже у взрослых. Причем нагрузки необязательно должны быть запредельными. Достаточно хотя бы три раза в неделю быстро ходить по полчаса. И способность к обучению повысится на 15 процентов.

В Лос-Анджелесе на предмет полезности для мозга проверили йогу. Не все упражнения действовали одинаково. Самыми эффективными оказались те позы, в которых надо было сгибать тело назад.

А открытие исследователей Кливлендской клиники вообще стало сенсацией. Они обнаружили своего рода обратную реакцию, когда от напряженной работы мозга росли... мышцы. Добровольцы, лежа на диване и не двигаясь, мысленно сгибали и разгибали руки. Представляли, что тренируют бицепсы. И через 12 недель они у них выросли. Ненамного - всего на 13 процентов. Но ученым был дорог сам факт, в котором их коллеги углядели почти фантастические перспективы. Уже для мозгов.

В фитнес-центрах появятся специальные "мозговые" тренажеры. Делая на них мысленную зарядку, мышцы будут расти наяву.

источник: http://adalin.mospsy.ru/l_04_02.shtml

 Если ребенка обижают в школе.

Начало обучения в школе – очень ответственный момент как для ребенка, так и для его мамы. Это фактически первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь. И это первые серьезные трудности, которые приедется преодолевать ребенку. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.

Кроме всего прочего, школа для ребенка – это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети – это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему – детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение – пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет – скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

источник: http://adalin.mospsy.ru/l_04_02.shtml

 Отсутствие познавательных интересов


Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности. 

В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты). 

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать. 

Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику. 

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации. 

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие. 


Автор: А.Л. Венгер